Гематурия, или кровь в моче: причины появления у женщин, мужчин и детей

В медицинской литературе кровь в моче называется гематурией, которая делится на макрогематурию и микрогематурию. При макрогематурии увидеть в моче кровь не сложно, в данном случае количество велико, а красные кровяные тельца окрашиваю жидкость в соответствующий цвет. При микрогематурии содержание крови маленькое, поэтому сказать о ее присутствии можно после результатов анализов. Однако в любом случае кровь в урине – не норма.

Общие причины крови в моче

Необходимо знать, всякий объем крови при опорожнении мочевого пузыря сигнализирует о присутствии патологии. Поэтому даже когда концентрация кровяных тел мала, следует провести полную диагностику организма, чтобы добраться до источника болезни.

Кровь может прийти из органов, располагающихся по пути прохода урины к пузырю: почки, мочеточник, мочеиспускательный канал.

Наиболее частыми причинами гематурии врачи называют:

• Инфекции. Наблюдаются туберкулез почек либо уринозного пузыря, воспаление слизистой мочевого пузыря или мочеиспускательного канала;
  • Конгломераты (камни, конкременты). Именно мочекаменная болезнь зачастую служит причиной нахождения крови в урине. Часто больной не знает, что в почках есть конкременты, найти помогает диагностика. Конгломераты служат поводом для появления инфекции, а крупные новообразования закрывают проток, вызывают сильные боли;
  • Травмы. Приход крови в мочу может быть спровоцирован разрывом почки, вызванным тупой травмой или проникающим ранением. Имеет место и травма мочевого пузыря (например, человек долго бегает, при этом его пузырь полностью опустошен). Если травма живота, органов таза сильная, мочевыделения после этого не было, уролог может заподозрить разрыв органов, отвечающий за вывод урины из организма. В любом случае после получения травмы следует обратиться к специалисту, который обнаружит источник крови и назначит лечение;
  • Опухоли (новообразования). Если больного смущает исключительно наличие сгустков крови, а других признаков нет. Есть вероятность того, что мы имеем дело с раком мочевого пузыря. Самая встречаемая разновидность опухоли переходно-клеточная – раковые клетки образуются из клеток эпителия слизистой. Рак лечат, беря за ориентир стадию, если обратиться за помощью оперативно, исход прогнозируют благоприятный.

При опухоли кровь есть не только в моче, но и после мочеотделения в конце мочеиспускательного канала. Если кровяные сгустки по форме напоминают червей, то это рак почки.

Кровь в урине бывает и при злокачественном новообразовании, и при доброкачественном. Существуют и более редкие заболевания, одним из симптомов которых также выступает кровь в моче:

• Кисты либо поликистоз почек;
  • Патологии сосудистой системы: тромбы в почечной вене или в сосудах почек;
  • Заболевания, влияющие на свертываемость крови: лейкемия, анемия, гемофилия;
  • Иные заболевания.

Говоря про иные болезни, следует упомянуть:

• Пиелонефрит – воспаление, протекающее в почках. Начальные признаки данного заболевания: озноб, болезненность нижней области спины;
  • Гломерулонефрит – патология, задевающая гломерулы, где начинается воспаление. Зачастую недуг не сообщает пациенту о себе симптомами, иногда могут присутствовать признаки почечной недостаточности, а объем крови мизерный, поэтому увидеть ее в моче возможно только по средствам диагностики;
  • Некроз почечных сосочков – разрушающий процесс в мозговом веществе почки, что приводит к нарушению функций органа. Заболевание часто диагностируется у пациентов, больных сахарным диабетом.

Кровь в моче у женщин

Гематурия у прекрасного пола возникает по причине воспаления в мочеполовой системе. Зачастую врачи вместе с пациенткой сталкиваются с циститом, для которого характерны боли при опорожнении пузыря, частые позывы к мочевыделению, примеси крови в моче, а иногда высокая температура, рвота и сильная головная боль.

Если гематурия случается при менструации, следует провериться на эндометриоз пузыря. Во время беременности женщины порой жалуются на кровь в урине, на сегодняшний день это явление не нашло точного объяснения. Многие специалисты полагают, что во время вынашивания плода матка увеличивается и прижимает рядом находящие органы, что вызывает не опасные травмы. Однако в любом случае следует обратиться за консультацией к гинекологу, если будущая мама увидела красную мочу.

У женщин кровь в моче может свидетельствовать о мочекаменной болезни, пиелонефрите, опухоли почки, кисте.

Кровь в моче у мужчин

Проблемы с предстательной железой – наиболее частая причина гематурии у мужчин. Аденома простаты или гиперплазия способны спровоцировать выделение мочи с кровью, однако вероятность этого не высока. Чаще гематурия встречается при одновременном течении аденомы и воспалении пузыря.

Если пациент «балует» себя регулярно усердными физическими нагрузками, то появление кровяных телец в моче – закономерность. Давление повышается, кровь в почках начинает бежать быстрее и под воздействием определенных веществ моча оказывается красного цвета. Следует ограничить физические нагрузки и проблемы не станет.

Если говорить о раке простаты, то эта патология выявляется при диагностирующих мероприятиях в 20% случаев из 100. Для того чтобы обнаружить болезнь следует пройти биопсию, после подтверждения диагноза врачом выбирается самая лучшая схема лечения (медикаментозная терапия, удаление органа и так далее).

При воспалении простаты кровь в урине появляется редко, однако и эту патологию не стоит сбрасывать со счетов.

Кровь в моче у детей

У подавляющей части детей, проходящих диагностику, выявляется гломерулонефрит. К иным причинам относят:

• Перешедшие по наследству болезни почек;
  • Инфекции;
  • Плохая личная гигиена после рождения;
  • Травмы.

Гематурию у ребенка не редко сопровождает воспаление почек или уринозного пузыря. Данные патологии больше грозят девочкам, они имеют особое строение мочевыводящих органов. При начавшемся воспалительном процессе ребенок будет говорить о боли, часто бегать в туалет и болезненно переносить каждый новый раз мочеиспускание. Родителям вместе с малышом следует немедленно посетить врача для установления причин и дальнейшего лечения при необходимости.

Доктор ШАКИР Фуад не нуждается в представлении, он один из лучших урологов в Москве и всегда внимательно, бережно, всесторонне изучает проблемы своих пациентов. Помочь разобраться с гематурией и ее причинами он сможет и Вам. Записаться на прием можно прямо на сайте!

Или позвоните нам по телефону: 8 (499) 11-03-111.

Берегите свое здоровье и своих родных!