Мочекаменная болезнь: методы выведения камней (конкрементов) из почек

Камень (конкремент) – важный сигнал, говорящий о патологическом процессе в организме, нарушениях работы почек и мочевой системы.

Мочекаменная болезнь – одно из самых распространенных заболеваний мочевыделительной системы, которое имеет много причин возникновения. При этом существует несколько методов удаления камней из почек.

Причины и симптомы при камнях в почках

Главные причины появления камней кроятся в патологиях анатомического развития мочевых путей, нефритоподобных синдромах.

К иным факторам, располагающим к появлению мочекаменной болезни относят:

• Нарушенный обмен веществ;
  • Патологии щитовидной железы, гипофиза, вызывающие нарушения водно-солевого обмена;
  • Нерациональное питание и питьевой режим;
  • Инфекционно-воспалительные заболевания, болезни желудочно-кишечного тракта, печени, которые приводят к изменению химического состава крови.

Клиническая картина определяется локализацией камня, присутствием или отсутствием оттока урины из почки и инфекции мочевых путей.

Почечная колика (невыносимая острая боль в пояснице) встречается у 80% пациентов при наличии камней в почках. Колика появляется из-за того, что отток мочи неожиданно нарушается, так как верхние мочевые пути перекрываются камнем. Боль острая, приступы повторяются, чередуясь с периодами улучшения самочувствия. Болезненные ощущения берут начало с области почки и доходят до паховой области.

Помимо этого у больных обнаруживают кровь в моче (гематурия), проблемы с мочевыделением, повышенную температуру, озноб.

Диагностика мочекаменной болезни

Прежде чем назначить лечение пациенту требуется всесторонняя диагностика, только так можно выбрать грамотную схему терапии. Помимо лабораторной диагностики, проводят ультразвуковое исследование органов брюшной полости, где врач может дать оценку положению и размерам почек, изучить размеры паренхимы и состояние чашечно-лоханочной системы, а также обнаружить конкременты и выяснить их размеры.

Может быть назначена обзорная рентгенография и экскреторная урография. При необходимости делают компьютерную томографию, которая позволяет точнее определить местонахождения новообразования, его структуру и плотность, состояние почек и мочевых путей.

Медикаментозное лечение камней в почках

В данном случае терапия должна быть нацелена на то, чтобы:

• Облегчить состояние пациента, то есть локализовать приступ боли;
  • Способствовать удалению камня из организма;
  • Воспрепятствовать повторному образованию конкрементов.

Если уролог установил, что на данном этапе развития болезни хирургическое вмешательство необязательно и можно обойтись лишь медикаментозном лечением, то выбирают:

• Спазмолитики. Они помогают справиться с симптомами почечной колики;
  • Препараты на растительной основе. Снимают воспаление, а также устраняют болевой синдром;
  • Медицинские средства для выведения камней из почек;
  • Антибактериальные, противовоспалительные препараты. Выбирают при острой форме пиелонефрита.

Оперативное лечение при мочекаменной болезни

Дробление камней в почках называют в медицине дистанционной ударно-волновой литотрипсией. Такая операция может быть назначена только в том случае, если конкремент по размерам не превышает 2,0 см. После того как новообразование разрушено его выводят вместе с уриной в виде песка.

Рентген-эндоскопические малоинвазивные методы лечения используются часто, так как они приносят меньшое количество травм, осложнений и менее агрессивны по отношению к больному. А при удалении камней из почек возможно за один раз вывести несколько конкрементов либо двусторонние образования.

Сравнительная таблица рентген-эндоскопических малоинвазивных методов выведения камней из почек.

Трансуретральная контактная литотрипсия Дистанционная литотрипсия Чрескожная нефролитотрипсия
Описание Специальный инструмент с камерой помещается через мочеиспускательный канал в почку. Удаление камней из почек лазером применяют для дробления конкремента, а после извлекают части новообразования Ударные волны направляют на конкремент, под их воздействием он дробится на части. После фрагменты самостоятельно выводятся из организма. Хирург делает разрез в поясничной области, через него вводит инструмент в почечную лоханку. С помощью инструмента камень дробят и извлекают фрагменты.
При каких показателях подходит операция Новообразование меньше 1,0 см;
Камней несколько.
Конкременты видны на рентгене;
Камни небольшие, до 1,0 см
Новообразования средних размеров, 1,0-2,0 см или большого размера, более 2,0 см; Коралловые камни
Преимущества Лучший вариант при лечении камней маленького размера. Операция причиняет наименьший дискомфорт пациенту. Лучший вариант при лечении камней большого размера.
Длительность операции 60 минут 72 минуты 60-120 минут
Время госпитализации Амбулаторно Амбулаторно 1-2 дня
Время нетрудоспособности 8-9 дней 3-4 дня Около 7 дней
Время полного выздоровления 16 дней 8-9 дней Около 14 дней
% людей выбравших данную методику 63% 90% Нет данных
Особенности операции Во время процедуры может возникнуть необходимость поставить стент, который позже снимается Возможно, в будущем возникнет необходимость проведения повторных процедур Требуется госпитализация, операция требует установки нефростата или стента

Помните, что не всегда при наличии камней в почках требует оперативное лечение. Конкременты, которые не «рассказывают» о себе симптомами и достигают величиной менее 1,0 см, могут подвергаться наблюдению и медикаментозному лечению. Чтобы выбрать правильную тактику лечения необходимо пройти обследование и проконсультироваться с врачом!

В нашей клинике работает один из лучших урологов в Москве, который готов помочь Вам прямо сейчас! Записаться на прием  или узнать цену удаления камней из почек можно по номеру телефона либо через электронную форму записи на сайте.

Берегите свое здоровье!