БЦЖ-терапия: показания, противопоказания, способ применения и побочные действия

терапия: показания и порядок проведения

В 80% клинических случаев рак мочевого пузыря настигает пациентов вновь в первый год после ТУР (трансуретральной резекции), в остальных случаях злокачественная опухоль трансформируется в мышечно-инвазивный рак. Во избежание таких ситуаций медики предлагают больным прибегнуть к терапии БЦЖ.

БЦЖ представляет собой вакцину, в состав которой входят пассивные бактерии туберкулеза, размножающиеся внутри клетки и снижающие риск появления рака мочевого пузыря повторно. Вакцину вводят внутрь органа через специально предназначенный для этого катетер, соблюдая все правила проведения манипуляции. Поэтому БЦЖ-терапию необходимо проводить исключительно в специализированном урологическом центре.

Показания и противопоказания к назначению БЦЖ-терапии

БЦЖ применяют только по отношению к взрослым пациентам, так как для детей подобная процедура может быть не безопасна. Рекомендуется начинать лечения не раньше, чем через 21 день после проведения операции ТУР, то есть удаления раковых клеток, либо биопсии, либо катетеризации, в процессе которой был травмирован пузырь.

К показаниям, по которым назначают БЦЖ-терапию, относят:

• Лечение рака пузыря на начальных стадиях развития;
  • Профилактика рецидива злокачественной опухоли мочевого пузыря (любой стадии) после радикальной терапии.

Как и у любой другой медицинской процедуры, у БЦЖ-терапии имеется ряд противопоказаний, при наличии которых прибегать к введению вакцины нельзя:

• За 3-11 дней до проведения самой терапии пациенту делают пробу Манту. Если размер папулы после этого составляет 17 мм и более, то БЦЖ-терапию проводить нельзя;
  • У больного в анамнезе диагноз «туберкулез»;
  • Непереносимость пациентом компонентов, входящих в состав вакцины;
  • В мочевом пузыре присутствуют очаги воспаления;
  • В урине обнаружена кровь (гематурия);
  • Патологии иммунной системы;
  • При установке катетера в мочевой пузырь пациенту причинены травмы;
  • Больной перенес облучение мочевого пузыря;
  • Перфорация мочевого пузыря;
  • В анамнезе присутствует ВИЧ, лейкимия, лимфома или тяжелые заболевания иных органов.

БЦЖ-терапию не назначают беременным. А если женщина кормит ребенка грудью, то перед началом лечения подобным способом необходимо прекратить грудное вскармливание.

Способ применения и дозировка БЦЖ

За 3-11 суток до проведения БЦЖ-терапии пациенту делают пробу Манту. Если ее результаты позволяют провести манипуляцию, то в день проведения процедуры нельзя вводить посторонние лекарственные препараты, за исключением тех, что необходимы по жизненным показателям больного. Кроме этого пациенту нельзя пить за четыре часа до введения БЦЖ и в течение двух часов после терапии.

Если анализ мочи указывает на присутствие инфекции в организме, то прежде чем прибегать к БЦЖ-терапии, нужно пройти курс антибактериальной терапии до прихода результатов анализов в норму.

Вакцину БЦЖ вводят в мочевой пузырь с помощью специального эластичного катетера, позволяющего не травмировать уретру, органы мочеполовой системы. Для проведения одной процедуры достаточно содержимого одного флакона. Пациент должен полностью опорожнить мочевой пузырь, затем врач промывает его раствором натрия и вводит вакцину БЦЖ, разведенную натрием хлорида. Содержимое вакцины рекомендуют удерживать в пузыре около двух часов, после больной должен произвести мочеиспускание в емкость, в которой находится хлорамин.

Длительность лечения рака на ранних стадиях составляет, как правило, шесть недель. При этом инсталляции проводят один раз в семь дней. После терапии необходимо провести поддерживающее лечение, позволяющее избежать повторения болезни, которое длится около года.

Если БЦЖ-терапия используется в качестве мер профилактики после проведения операции, биопсии либо травматичной катетеризации, то длительность лечения составляет год, прививку делают один раз в месяц. Либо производят около 27 инсталляций с интервалом во времени в течение трех лет.

Побочные действия БЦЖ-терапии

Если пациент перенес вторую-третью процедуру, то после нескольких часов по ее окончанию, у него появляется болезненное мочеотделение, позывы частые, возможно недержание мочи. В урине отмечаются сгустки крови. То есть это все симптомы воспалительного процесса – цистита.

Данные симптомы остаются неизменными около двух суток после БЦЖ. Исчезают подобные признаки, как правило, сами, при необходимости врач назначает дополнительное лечение, ориентируясь на симптомы.

Среди осложнений также отмечены:

• Тошнота;
  • Температура тела выше 38,5;
  • Озноб и признаки общего недомогания;
  • Аллергические реакции.

Если Вы желаете узнать о БЦЖ-терапии больше, запишетесь на консультацию к ведущему урологу ШАКИРУ Фуаду. Он расскажет Вам о том, подходит ли данная методика лечения и профилактики рака мочевого пузыря именно Вам, ответит на все вопросы, которые Вас волнуют.

Записаться на прием можно по номеру телефона, который Вы видите на сайте, или с помощью электронной формы записи.