Гидроцеле (водянка яичка) у мужчин: причины, провоцирующие факторы, диагностика и лечение

Гидроцеле яичка у мужчин: первые симптомы и лечение

Водянка яичка (в медицинской литературе также используется термин «гидроцеле») – патология, при которой около яичка в мошонке скапливается лишняя жидкость. Заболевание диагностируют как у новорожденных мальчиков, так и у взрослых мужчин. Статистика указывает, что наиболее часто данный диагноз ставят мужчинам в возрасте 40 лет и старше, однако грамотное и не запоздалое лечение помогает побороть болезнь в течение года.

Причины появления гидроцеле яичка у мужчин

Следует подчеркнуть тот факт, что наукой механизм развития гидроцеле не изучен на 100%. Но медицина говорит о том, что присутствие большого объема жидкости вокруг яичка – это итог отсутствия возможности выхода этой жидкости либо когда отток происходит с затруднением. Присутствует перечень факторов, приводящих к нарушенному оттоку:

• Осложнения после операции при варициколе
  • Травмированное яичко
  • Частые оттеки ног и органов, находящихся рядом, при этом причина роли не играет
  • Инфекционные болезни
  • Опухоли яичка (как доброкачественные, так и злокачественные)

Названные причины, как правило, вытекают в то, что водные протоки закупориваются, а жидкость не уходит и остается в мешотчатом пространстве. Специалисты называют и некоторые факторы риска наступления болезни у мужского пола:

• Хирургическое вмешательство по части урологии
  • Лучевое лечение, при котором воздействие оказывалось на половые органы
  • Патологии, врожденные или приобретенные, протока

Как узнать, что Вы больны гидроцеле

Узнать о наличии какого-либо заболевания в домашних условиях можно лишь по набору симптомов. Однако особенность водянки яичка в том, что клиническая картина не имеет ярко выраженного характера. Что означает, что пациент не будет длительно время испытывать никаких признаков, которые беспокоят.

Первые симптомы появляются лишь тогда, когда яичко сильно увеличивается в размерах (до 10 см в диаметре):

• Проблемы с мочеиспусканием
  • Утрачивается способность нормальной ходьбы
  • В мошонке появляется тяжесть
  • Во время полового акта пациент испытывает дискомфорт, иногда – болезненные ощущения
  • Можно почувствовать уплотнение в мошонке
  • При ощупывании яичка чувствуется, как перетекает жидкость в мошонке
  • Яичко не имеет четких контуров

Если гидроцеле сочетается с инфекцией, то жидкость в мошонке становится с примесью гноя. Подобную картину можно охарактеризовать как осложнение (пиоцеле). И при этом заболевании будут особые симптомы:

• Высокая температура тела
  • Слабость, ломота, головокружение и сонливость
  • Воспаление переходит на органы, расположенные рядом

Пиоцеле нуждается в скором и адекватном лечении, если мужчине не помочь, то могут быть серьезные осложнения:

• Сосуды, несущие кровь и пронизывающие мошонку, сдавливаются и, как следствие, яичко атрофируется. Итогом становится невозможность зачатия детей
  • В мешотчатом пространстве появляется не только гной, но и кровь, так как сосуды травмируются
  • От большого количества жидкости, стенки растягиваются, и оболочка яичка разрывается
  • Грыжа мошонки

Диагностика гидроцеле яичка

Водянку яичка у мужчин следует различать с мошоночной грыжей, поэтому до того как выбирать схему терапии врач должен провести всесторонние обследование. К самым главным методам диагностики относят:

• Диафаноскопию. Специалист специальным прибором через мошонку с патологий пропускает лучи света. Если свет проникает без препятствий, то это означает, что около яичка скопилась исключительно жидкость (нет гной, инородных компонентов и иных примесей). На основании результата можно диагностировать гидроцеле
  • Ультразвуковое исследование. Данный метод позволяет исследовать заболевание еще тщательнее: установить количество жидкости находится в мошонке, оценить ее состояние.

Однако если во время УЗИ диагност выявит уплотнения, примеси в жидкости, то необходимости назначить дополнительные исследования на предмет другой болезни — рака.

Лечение гидроцеле яичка у мужчин

Как правило, водянку яичка лечат двумя способами: медикаментозным или хирургическим. Если на фоне гидроцеле выявили воспалительный процесс, то схема лечения будет построенная таким образом, чтобы ликвидировать воспаления. То есть врач преследует цель избавиться от самой причины гидроцеле. В рамках терапии лекарственными препаратами обычно используют:

• Группы антибиотиков
  • Противовоспалительные препараты
  • Средства, восстанавливающие кровообращение

Что касается оперативного вмешательства, то к нему прибегают только тогда, когда медикаментозное лечение гидроцеле не дает желаемых результатов. Применяют два способа проведения операций гидроцеле:

• Гидроцелектомия. Данная процедура проводится под анестезией, в ходе которой обезболивают только тот участок тела, на котором будет работать врач. Далее делают разрез по мошонке либо в нижней области живота, специалисту необходимо изучить состояние канала, соединяющего брюшную полость и мошонку. После этого нужно удалить гидроцеле.

Особенность заключается еще и в периоде после операции гидроцеле. Так, пациенту устанавливают дренаж, чтобы избежать рецидива болезни. И снимают его через некоторый срок, устанавливаемый индивидуально, а после применяют холод для снятия отечности

• Пункционная аспирация жидкости. В мошонку вводится игла, с ее помощью удаляют лишнюю жидкость. Через нее же могут вливать специальное лекарство, уменьшающее объем вырабатываемой жидкости.

Но стоит знать, что этот метод выбирают не часто, так как отмечаются его малая эффективность. Показанием к пункционной аспирации служит невозможность проведения операции гидроцеле с использованием наркоза.

Прогнозы при своевременном лечении гидроцеле благоприятные. Даже в случае хирургического вмешательства количество осложнений достигает всего 2%, а смертельных исходов еще не наблюдалось. Однако если Вы хотите получить грамотное лечение гидроцеле, то стоит внимательно выбирать лечащего врача, который будет нести ответственность за Ваше здоровье.

Фуад ШАКИР – хирург-уролог, кандидат медицинских наук, который помог справиться с гидроцеле яичка более 1000 мужчин. Стать его пациентом можете и Вы, записаться на прием можно позвонив по номеру телефона, который Вы видите на сайте, или с помощью формы записи.

Берегите свое здоровье!