О чем пытается рассказать приступ боли – почечная колика

Признаки почечной колики и грамотное лечение

Почечной коликой в медицине называют острый приступ боли. Возникает он по нескольким причинам, которые следует рассматривать в совокупности:

• Внезапно возникшие проблемы с мочеиспусканием, а именно прохождением урины по мочеиспускательному каналу;
  • Повышение давления в почечной лоханке;
  • Почечная ишемия (недостаточное кровоснабжение почек).

Почечная колика может выступать в качестве осложнения некоторых патологий мочевыводящих путей. В медицине ее причисляют к ургентным состояниям, тем, что представляют угрозу для жизни пациента, требует неотложных мероприятий: купирование боли и нормализаций функций почек.

Причины почечной колики

Появление почечной колики связанно с нарушением оттока мочи из почки, так как произошла закупорка, либо мочевыводящие пути подвергаются внешнему сдавливанию. Это приводит к тому, что:

• Мускулатура мочеточника сокращается;
  • Давление в почечной лоханке повышается;
  • Наблюдается венозный застой и не достаточное кровоснабжение почек;
  • Отекает паренхима;
  • Растягивается фиброзная капсула почки.

Чувствительные рецепторы раздражаются под воздействием данных факторов, что и приводит к внезапно возникшей боли – почечной колике.

Непосредственными причинами названного приступа выступают механические преграды, которые не дают оттоку мочи следовать из лоханки почки в мочеточник. Зачастую почечная колика становится следствием застрявшего камня в мочеточнике, что характерно для мочекаменной болезни. Порой канал закупоривается по причине:

• Скопившихся сгустков слизи, гноя при пиелонефрите;
  • Образовавшихся гнойных масс при туберкулезе почек;
  • Возникновения перегиба мочеточника, что бывает при его стриктурах, нефроптозе и прочем.

Кроме этого наблюдаемое внешнее сдавливание мочевых путей часто становится следствием новообразований в почках, мочеточнике, предстательной железе либо посттравматических гематом. Вторая группа причин, по которым возникает почечная колика, связана с воспалительным процессом в мочевых путях либо их застойными заболеваниями. Например, острые боли появляются при уретрите, простатите. Почечная колика может возникнуть при ряде сосудистых заболеваний мочевых путей: инфаркте почки, тромбозе почечных вен.

Симптомы почечной колики

Классический признак – схваткообразная острая боль в пояснице (может дать о себе знать и в ночное время суток), к другим симптомам почечной колики относится:

• Болезненные ощущения могут иррадиировать в бедро, половые органы, подвздошную область, прямую кишку;
  • Многократные позывы к мочеотделению;
  • В дальнейшем появляется анурия (моча прекращает полностью поступать в мочевой пузырь или за 24 часа объем поступления равен не более 50 мл);
  • Рези в мочеиспускательном канале;
  • Рвота;
  • Вздутие живота;
  • Сухость во рту.

Порой начало приступа пациенты связывают с тем, что незадолго до этого они длительное время ходили, употребили мочегонные препараты, подвергали себя физическим нагрузкам, выпили большой объема жидкости. Как правило, приступ продолжается 3-18 часов, при этом характер боли, ее место локализации можем измениться. Во время самой почечной колики больной беспокойный, пытается найти положение, в котором ему станет легче, оттого мечется.

Боль может стать невыносимой, из-за чего вызовет развитие шока (симптомы: бледная кожа, холодный пот, пониженное кровяное давление, замедленный пульс). После снятия приступа зачастую выделяет большой объем мочи, в которой присутствуют сгустки крови.

Диагностика почечной колики

Для постановки верного диагноза, необходимо внимательно изучить анамнез, руководствоваться объективной картиной, симптомами и результатами проведенных исследований. Во время приступа область поясницы болезненно реагирует на пальпацию, проводимую врачом. А анализ мочи, проведенный после почечной колики, показывает наличие в жидкости крови, эритроцитов, белка, солей, лейкоцитов, эпителий.

Рентген может указать урологу на пневматоз кишечника (когда газы не всасываются в кровь, а образуют воздушные кисты в кишечнике), плотную тень почки с патологией, в области отечных околопочечных тканей на «ореол разрежения».

Причину почечной колики позволяет выявить назначенная внутривенная урография: контрастное вещество вводят в вену больному, после чего специалист делает рентгеновские снимки, а также причина может стать ясна после КТ почек, МРТ. Измененные контуры чашечки, лоханки, смещение почки или патологии в изгибе мочеточника будут указывать на проблему, вызвавшую приступ. Например, уролог может определить, что Вам необходимо удалить камень в мочеточнике.

Для определения состояния мочевыводящих путей назначают ультразвуковое исследование почек, мочевого пузыря (на возможность наличия камней мочевого пузыря). Возможно назначение УЗИ малого таза и брюшной полости, чтобы исключить «острый живот».

Лечение почечной колики

Лечение почечной колики является важным этапом в пути к выздоровлению.

Чтобы изначально облегчить самочувствие пациента, лечение почечной колики начинают с проведения тепловых мероприятий (грелка на поясницу, брюшную полость; ванна в положении сидя и разогретой водой до 37-39 градусов по Цельсию). Далее рекомендуется принять обезболивающие, спазмолитические медикаменты (баралгин, промедол, атропин, но-шпа). Приступ, продолжающийся длительное время, снимают новокаиновой блокадой, а если форма почечной колики острая, то применяют:

• Иглорефлексотерапию;
  • Электропунктуру (на точки акупунктуры воздействуют электрическим током).

При наличии небольших камней в мочеточнике назначают различные физиопроцедуры: УЗ-терапию, вибрационную терапию и другие. Однако если приступ почечной колики возник при остром пиелонефрите, дающим о себе знать высокой температурой, то проведение подобных процедур запрещено!

В случае, когда вышеназванные манипуляции не приводят к положительному результату, больного госпитализируют для дальнейшего лечения, где направляют его на катетеризацию, стентирование мочеточника либо устанавливают необходимость хирургического вмешательства.

Как правило, своевременное реагирование на приступ и устранение его причин, позволяет улучшить самочувствие пациента, а также исключить повторение почечной колики.

В нашей клинике работает опытный уролог, который готов с помощью современного европейского оборудования провести грамотную диагностику, тем самым выявить причину возникшей почечной колики как у женщин, так и у мужчин. И приступить к плановому лечению. Записаться на прием можно по телефону, либо воспользовавшись формой на сайте.