Что представляет собой цистоскопия: виды, противопоказания, порядок проведения и осложнения

Как проводят цистоскопию мочевого пузыря

Исследование мочевого пузыря с помощью эндоскопа называется цистоскопией, при использовании гибкого эндоскопа исследование называется фиброцистоскопия. Данная процедура представляет собой один из лучших способов изучения органа на предмет опухолей и иных патологий. В ходе цистоскопии цистоскоп (специальный медицинский инструмент) помещают в орган через уретру, тем самым врач имеет возможность детально исследовать внутреннюю поверхность.

Какой бывает цистоскопия мочевого пузыря

Современная медицина называет три разновидности цистоскопии, отличающиеся способом проведения:

• Традиционное изучение мочевого пузыря изнутри именуется смотровой цистоскопией;
  • Катетеризационная отличается тем, что пациенту устанавливают катетер во внутреннюю часть органа;
  • Операционное прохождение цистоскопии назначают в том случае, когда больной нуждается в хирургическом вмешательстве.

Когда назначают прохождение цистоскопии мочевого пузыря и противопоказания к ее проведению?

Показаниями для выдачи направления на прохождения цистоскопии служат некоторые заболевания:

• Цистит (воспаление слизистой, выстилающей мочевой пузырь);
  • Патологии мочеиспускания;
  • Моча смешана с кровью, при этом цистоскопия мочевого пузыря помогает найти ответ на вопрос: в какой области локализуется кровь;
  • Мочекаменная болезнь (наличие конкрементов в почках, мочевом пузыре и мочеточнике);
  • Доброкачественная опухоль предстательной железы;
  • Иные опухоли мочевого пузыря либо мочеиспускательного канала;
  • Попадание в орган чужеродных тел;
  • Травмы мочевого пузыря;
  • Туберкулез.

Данная процедура, как и иные медицинские исследования, имеет некоторые противопоказания:

• Перенесенный инфаркт в недавнем времени;
  • В организме протекают воспалительные процессы;
  • В урине обнаружена кровь;
  • Урина в почках не образовывается;
  • Беременность у женщин.

Правила проведения цистоскопия

Как делают цистоскопию мочевого пузыря? Обычно пациентам назначают прохождения смотровой цистоскопии, играющую вспомогательную роль и дает недостающие сведения для вынесения правильного диагноза после проведения ультразвукового исследования, КТ мочевого пузыря. Женщины переносят исследование легче, что обусловлено особенностями строения их мочевыделительной системы: уретра широкая и мало длины. При этом женщинам делают обследования под местным наркозам, а мужчины нуждаются в общем наркозе, так как имеют длинную уретру.

Цистоскопия мочевого пузыря у детей и взрослых начинается с того, что пациент раздевается и ложится на спину. В некоторых случаях, когда человек имеет патологии тазовых костей, повреждения конечностей, то разрешается принять позу лежа на боку.

Во избежание боли у пациента уролог инъекцирует в уретру раствор новокаина либо другой анестетик. А для того, чтобы цистоскоп не нанес повреждение и плавно продвигался по каналу, врач обрабатывает инструмент глицерином. Затем прибор помещают в уретру, ожидая, когда он окажется в мочевом пузыре. После врач убирает остатки мочи из органа, не забывая измерить объем жидкости. И приступает к изучению мочевого пузыря: определяет размеры органа, состояние стенок, верхушки, дна. Уролог отмечает присутствие язв, посторонних тел, конкрементов, дает оценку выделениям.

Когда в пузыре имеется кровь, гнойные выделения, то до проведения цистоскопии делают промывание органа. Если говорить об операционной цистоскопии у женщин, то здесь уретру рассекают, опухоль удаляют и устанавливают катетер в проток. Когда у мужчин обнаруживают стриктуру уретры (сужен просвет), то помимо цистоскопии делают и бужирование (расширяют уретру), могут назначить уретротомию (рассечение уретры).

После цистоскопии мочевого пузыря

Осложнения у пациента возникают в том случае, когда уролог провел процедуру с ошибками. Осмотр после проведения цистоскопии может показать:

• Инфицирование мочевого пузыря;
  • Воспалительный процесс в органе;
  • Травмы (разрыв мочеиспускательного канала у мужского пола);
  • Наличие места прокола в стенке мочевого пузыря, из-за чего моча будет протекать.

Однако стоит отметить, что к норме относится состояние, когда после процедуры пациента беспокоят неприятные ощущения:

• Жжение в органе. Больному для облегчения состояния следует придерживаться обильного питья;
  • Многократные позывы к мочеотделению;
  • Задержка мочи;
  • Высокая температура тела;
  • Кровь в урине. Однако если она присутствует и через пару дней, то нужно проконсультироваться с урологом.

Во избежание осложнений после цистоскопии пациентам необходимо внимательно выбирать медицинское учреждение в Москве, где будет проведено исследование. Пройти цистоскопию Вы можете по демократичной цене в нашей клинике, где опытный уролог, имеющий на счету сотни положительных отзывов о своей работе, грамотно истолкует результаты процедуры. А также выстроит схему лечения, ведущую к выздоровлению!